ЗАКОН КР № 241
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 20 июля 2009 года № 241
О нормативных правовых актах Кыргызской Республики
(В редакции Закона КР
от 13 мая 2011 года № 23, 7 декабря 2012 года № 195, 14 февраля 2013 года № 17,
19 февраля 2013 года № 22,22 февраля 2013 года № 30, 11 июля 2013 года № 131
18 февраля 2014 года № 35, 14 марта 2014 года № 47, 7 июля 2014 года № 112)
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
- Настоящий Закон определяет принципы нормотворческой деятельности, устанавливает понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой, порядок их подготовки, принятия, опубликования, а также правила их действия, толкования и разрешения коллизий.
- Нормы законодательства, содержащиеся в других законах и иных нормативных правовых актах и касающиеся сферы деятельности настоящего Закона, должны соответствовать настоящему Закону. В случае возникновения коллизий между настоящим Законом и другими законами применяются нормы настоящего Закона.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
законодательство - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;
коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения;
нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов;
нормотворческий орган (должностное лицо) - государственный орган (должностное лицо), орган местного самоуправления, уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты;
нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), органа местного самоуправления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права (правовых норм);
нормотворческая техника - система правил подготовки проектов нормативных правовых актов;
пробелы в законодательстве - отсутствие норм права (правовых норм), необходимость которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права;
норма права (правовая норма) - общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение;
юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Статья 3. Принципы нормотворческой деятельности
Нормотворческая деятельность осуществляется на следующих принципах:
соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц;
законность;
обоснованность;
целесообразность;
справедливость;
гласность;
доступность языка нормативного правового акта.
(В редакции Закона КР от 14 февраля 2013 года № 17)
Статья 4. Виды нормативных правовых актов
- Нормативные правовые акты подразделяются на следующие виды:
Конституция - нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, создающий правовую основу для принятия законов и других нормативных правовых актов;
конституционный закон - нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее - Жогорку Кенеш) в установленном Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция) порядке и по определенным ею вопросам;
кодекс - нормативный правовой акт, обеспечивающий системное регулирование однородных общественных отношений;
закон - нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем в установленном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения в соответствующей сфере;
указ Президента Кыргызской Республики - нормативный правовой акт, издаваемый Президентом Кыргызской Республики (далее - Президент) и соответствующий требованиям, указанным в настоящем Законе;
постановление Жогорку Кенеша - нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией, и соответствующий требованиям, указанным в настоящем Законе;
постановление Правительства Кыргызской Республики - нормативный правовой акт, принимаемый Правительством Кыргызской Республики (далее Правительство), на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, соответствующий требованиям, указанным в настоящем Законе;
постановление Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) - нормативный правовой акт, принимаемый Правлением Национального банка на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, в пределах своей компетенции, и соответствующий требованиям, указанным в настоящем Законе;
постановление Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики - нормативный правовой акт, принимаемый Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов) на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, в пределах своей компетенции, и соответствующий требованиям, указанным в настоящем Законе;
постановления представительных органов местного самоуправления нормативные правовые акты, принимаемые на основе и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих более высокую силу, в пределах компетенции представительных органов местного самоуправления, с целью решения вопросов местного значения, и имеющие обязательную юридическую силу на соответствующей территории.
- Акты иных наименований (инструкции, положения, правила и другие) утверждаются предусмотренными настоящим Законом нормативными правовыми актами.
(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года № 131)
Статья 5. Нормотворческие органы (должностные лица)
Правом принимать (издавать) нормативные правовые акты наделены следующие нормотворческие органы (должностные лица):
Президент;
Жогорку Кенеш;
Правительство;
Национальный банк;
Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов;
представительные органы местного самоуправления.
Глава 2
Действие нормативных правовых актов
Статья 6. Иерархия нормативных правовых актов
- По степени юридической силы нормативные правовые акты располагаются в следующей иерархии:
Конституция, закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию;
конституционный закон;
кодекс;
закон;
указ Президента;
постановление Жогорку Кенеша;
постановление Правительства;
акты Национального банка, Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
нормативные правовые акты государственных органов, уполномоченных издавать нормативные правовые акты, в соответствии с актами делегирования нормотворческих полномочий;
нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
- Нормативный правовой акт не должен противоречить нормативному правовому акту, имеющему по сравнению с ним более высокую юридическую силу.
- В случае расхождения текста Конституции и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики на государственном языке с текстом на официальном языке, текст на государственном языке считается оригиналом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
- В случаях расхождения текста Конституции на государственном языке с текстом на официальном языке, изложенного в:
- абзаце втором части 4 статьи 2;
- абзацах третьем и четвертом части 2 статьи 12;
- части 4 статьи 14;
- статье 18;
- части 2 статьи 19;
- абзаце втором части 2 статьи 20;
- части 3 статьи 52;
- пункте 1 части 9 статьи 64;
- пунктах 5 и 7 части 3 статьи 73;
- пункте 4 части 2 статьи 74;
- пункте 7 части 4 статьи 74;
- пункте 5 части 5 статьи 74;
- части 1 статьи 86;
- пунктах 5 и 6 статьи 89;
- частях 1 и 2 статьи 90;
- абзаце втором части 7 статьи 95;
- части 10 статьи 97;
- части 1 статьи 99;
- статье 108;
- части 1 статьи 112, текст на официальном языке считается оригиналом.
(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года № 131)
Статья 7. Способы обеспечения законности нормативных правовых актов
Способами обеспечения законности нормативных правовых актов являются:
принятие нормативного правового акта в установленном порядке;
включение нормативного правового акта в Государственный реестр нормативных правовых актов;
официальное опубликование нормативного правового акта;
признание нормативного правового акта в установленном порядке неконституционным;
признание нормативного правового акта в установленном порядке недействительным;
отмена нормативного правового акта;
приостановление действия нормативного правового акта;
признание акта утратившим силу.
Статья 8. Делегирование нормотворческих полномочий
- Нормотворческие органы вправе делегировать свои нормотворческие полномочия соответствующим государственным органам и органам местного самоуправления по вопросам их ведения.
Делегирование нормотворческих полномочий осуществляется путем принятия нормотворческим органом акта о делегировании нормотворческих полномочий.
Делегирование нормотворческих полномочий в сфере регулирования предпринимательской деятельности не допускается.
- В акте о делегировании указывается, какому органу делегируются полномочия, конкретное полномочие, на какой срок, а также вид акта, которым может быть реализовано делегированное полномочие.
- Орган, которому делегировано то или иное полномочие, не вправе его передать другому органу.
- Орган, издавая нормативный правовой акт в порядке реализации делегированного полномочия, ссылается на акт нормотворческого органа, которым ему делегировано соответствующее полномочие.
(В редакции Закона КР от 7 июля 2014 года № 112)
Статья 9. Действие нормативного правового акта
- Нормативные правовые акты действуют на всей территории Кыргызской Республики со дня вступления их в силу и подлежат исполнению.
Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории со дня вступления их в силу и подлежат исполнению.
- Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное.
- Срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента. До истечения срока действия нормативного правового акта орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер.
- Действие нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента может быть приостановлено на определенный срок. Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента осуществляется отдельным нормативным правовым актом.
- Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из настоящего правила представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его отдельного структурного элемента предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также когда устраняется или смягчается ответственность за правонарушение, предусмотренное ранее.
Нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан, юридических лиц или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Статья 10. Прекращение действия, отмена нормативного правового акта (структурного элемента)
- Нормативный правовой акт (структурный элемент) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был рассчитан нормативный правовой акт (структурный элемент);
принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее принятого нормативного правового акта (структурного элемента) или который поглощает нормативный правовой акт (структурный элемент);
признания нормативного правового акта (структурного элемента) неконституционным или недействительным в установленном законом порядке;
признания нормативного правового акта (структурного элемента) утратившим силу или приостановления действия акта (структурного элемента) органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом.
- Решение суда о признании нормативного правового акта или его структурного элемента неконституционным или недействительным подлежит официальному опубликованию и направляется в государственные органы в порядке, определяемом Правительством.
Признание нормативного правового акта, его структурного элемента неконституционным или недействительным влечет отмену их действия либо приведение нормотворческим органом такого акта (структурного элемента) в соответствие с нормативным правовым актом, имеющим более высокую юридическую силу.
- Отмена действия нормативного правового акта в целом или его структурного элемента означает, что нормативный правовой акт или его структурный элемент перестает действовать с даты вступления в силу отменяющего нормативного правового акта или его структурного элемента.
- Признание утратившим силу нормативного правового акта в целом или его структурного элемента означает, что данный нормативный правовой акт или его структурный элемент перестает действовать со дня вступления в силу нормативного правового акта, который признает утратившим силу данный акт или его структурный элемент, если иное не предусмотрено в акте о признании утратившим силу.
Признание утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента не влечет за собой каких-либо юридических последствий для правоотношений, возникших до признания утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента.
- При отмене действия или признания утратившим силу нормативного правового акта или его структурного элемента, имеющего более высокую юридическую силу, нормативные правовые акты или их структурные элементы, основанные на отменяемом или признаваемом утратившим силу акте, также прекращают свое действие, если иное не предусмотрено в акте об отмене или признании утратившим силу.
- Приостановление действия нормативного правового акта или его отдельных норм, имеющего более высокую юридическую силу, влечет приостановление действий нормативных правовых актов или их отдельных норм, основанных на приостанавливаемом акте, если в акте о приостановлении не предусмотрено иное.
Глава 3
Нормотворческая техника. Требования к оформлению нормативного правового акта
Статья 11. Общие требования, предъявляемые к форме и структуре нормативного правового акта
- Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка и юридической терминологии. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращение слов. Текст статьи (пункта) не излагается повторно в других статьях (пунктах).
- Нормативные правовые акты должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике.
При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются общие, а затем конкретные положения. При изложении норм права следует избегать чрезмерно обобщенных либо чрезмерно детализированных формулировок.
- Названия нормативного правового акта, части, раздела, подраздела, главы и статьи должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их основное содержание. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными. При необходимости уточнения терминов и понятий, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.
Название нормативного правового акта, предусматривающего изменение и (или) дополнение может содержать название нормативного правового акта, в который вносятся изменение и (или) дополнение, а также краткое указание на сферу регулируемых общественных отношений.
- Изменения и (или) дополнения вносятся в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения и (или) дополнения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений и (или) дополнений в изменяющий и (или) дополняющий его нормативный правовой акт недопустимо.
- Порядок вступления нормативного правового акта в силу и поручения государственным органам излагаются в виде заключительных положений.
- Нормативные правовые акты должны иметь следующие реквизиты:
государственный герб Кыргызской Республики;
указание на вид акта в соответствии со статьей 4 настоящего Закона;
наименование, обозначающее предмет регулирования данного нормативного правового акта;
место и дата принятия;
регистрационный номер;
подпись лица, уполномоченного подписывать соответствующий нормативный правовой акт;
гербовая печать.
(В редакции Закона КР от 11 июля 2013 года № 131)